gignomai (gignomai) wrote in domdetstva,
gignomai
gignomai
domdetstva

Categories:

вторая статья в журнал "Детский дом"

Друзья, прошу посмотреть текст новой статьи, которую я хочу напечатать в журнале. Она - коротенькая, это набросок того, каким видится оптимальное детское учреждение, "Детский центр" - в духе того, что мы с Вами обсуждали. Буду благодарен за все замечания.
Детский центр – дом детства
Эта статья – продолжение разговора о будущем детского дома, начатого в прошлом номере журнала. Если в первой статье я отстаивал и обосновывал тезис, что у детского дома, у системы общественного воспитания детей, оставшихся без семьи, есть будущее – вопреки распространенной в последнее время тенденции ее хоронить, – то в этой попытаюсь рассказать о том, каким я это будущее вижу.
Это пока не проект, до него еще много работы, в том числе коллективной, с привлечением разных специалистов. Это – несколько идей, которые мне представляются важными для будущего проекта.

1.  Детские учреждения должны быть в максимальной мере общими для детей семейных и детей-сирот.  Организационное решение этой задачи я представляю в виде детского центра, куда входят интернат, где дети живут, школа, где они учатся, и «дом детского творчества» (ДДТ) – место, где дети практически осваивают разнообразные  виды деятельности.
Фотосайт со вспышкой: схема 1 от gignomai
схема 1Flamber.ru


2. Интернат – это именно дом, место, где детям должно быть дано всё, что дает человеку семейное жилище: отдых, питание, возможности ухода за собой, уединенных занятий и общения с близкими. Мы привычно считаем, что в интернатах живут исключительно дети-сироты, но это вовсе не обязательно должно быть так: помимо детей, лишившихся семьи, здесь могут жить, постоянно или временно, семейные дети – по разным причинам, от возникших в семье затруднений до поселения в интернате ради преимуществ, особых возможностей этого детского центра.
Детско-взрослый коллектив интерната – это «социальная семья» или несколько «семей» с воспитателями в качестве «родителей». Бессмысленно в этом случае ставить вопрос о том, может ли воспитатель интерната заменить родного отца или родную мать; ответ уже дан: приходится, необходимо заменить. Да, работа «родителем» ребенка, навсегда или временно оставшегося без семьи  – это профессия, требующая от человека особых личных и профессиональных характеристик; отбор и подготовка этих людей – отдельная проблема.

3. Школа. Совместное обучение интернатских детей с детьми семейными – это род инклюзии со свойственными такой форме трудностями и вызовами. Ведь даже если интернат не коррекционный и дети «условно здоровые», то они чаще всего попали сюда из семей, где ими не занимались, это запущенные дети. Но ответом на эти начальные условия должно быть не понижение уровня образования на выходе, а такие организационные и педагогические решения, которые бы обеспечивали возможность максимального развития всех детей, и запущенных, и продвинутых. Нужны лучшие и специально обученные учителя – опять-таки проблема отбора и подготовки.
Есть еще и такая особенность у школы в составе детского центра по сравнению с обычной школой: она не нуждается в дополнительных, внеклассных формах образования, поскольку для них в составе центра предусмотрено другое место.

4. Дома детского творчества, как и их советские предшественники – дома пионеров, – это форма организации досуга детей: вместо того, чтобы без дела болтаться на улице, ребенок по окончании школьных занятий идет заниматься в кружок интересным и полезным для его развития делом. Когда такие дома общедоступны, это решает много проблем. Примерно также это устроено и в хороших интернатах: там тоже имеются кружки и мастерские по интересам, с тем же назначением – занять и чему-то полезному научить.
Однако, хотя я и воспользовался этим употребительным названием, вкладываю я в него смысл существенно более широкий. Речь идет о месте, где бы детям были предоставлены возможности участия в осмысленной, «настоящей», «взрослой» деятельности, с постепенным, педагогически управляемым развитием у них способностей, которые для этой деятельности нужны.
Таким образом, на ДДТ накладывается и функция того, что принято называть «трудовым воспитанием». В России существовала (но была оставлена в пренебрежении и практически умерла) мощная традиция такого воспитания (труд в детских учреждениях  Макаренко, его учеников, Малявко и других педагогов, агрошколы, привлечение школьников к работе в промышленном производстве в 1960-е годы).
При этом речь не идет о возврате непременно к этим формам труда. В современном детском центре дети могут включаться в любую деятельность – сельскохозяйственную, промышленную, научную, художественную… Требования к воспитывающему труду определяются самим смыслом такой формы образования и воспитания: человек, ребенок может по-настоящему научиться чему-то, сделать предмет усвоения частью своего существа, только делая это. Отсюда три главных требования к деятельности, в которую включается ребенок: (1) осмысленность, т.е. это должна быть «настоящая», нужная кому-то деятельность; (2) завершенность, т.е. она должна доводиться до видимого исполнителю и другим людям результата; (3) нацеленность на совершенство, т.е. то, что делается (пускай малое, посильное), должно делаться наилучшим возможным образом, по крайней мере, к этому следует стремиться.
Разумеется, конкретный ассортимент видов деятельности в ДДТ и конкретные формы ее организации могут быть самыми различными – в зависимости от особенностей местности (прежде всего, село это или город), от близости тех или иных «взрослых» предприятий и организаций, которые могли бы выступить старшими «партнерами» в совместной с детьми деятельности, от укомплектованности ДДТ кадрами мастеров и т.д.
Объединение ДДТ в едином центре со школой и интернатом позволяет использовать связи между ними: школа может учитывать в вариативном компоненте своей учебной программы потребности ДДТ, а продукция ДДТ может использоваться в школе и интернате.

5. Как идея комплексного детского центра соотносится с таким, безусловно важным, направлением заботы о сиротах, как их семейное устройство? Я считаю, что предлагаемое решение создает оптимальные условия для решения и этой задачи. Возможность регулярного, содержательного общения интернатских детей с семейными детьми, их родителями и другими взрослыми – это возможность длительного и естественно протекающего знакомства потенциальных приемных родителей с детьми, не создающего травматических ситуаций ожидания и конкуренции. Предлагаемое решение – альтернатива навязываемой сейчас детским домам модели превращения в «центры семейного устройства», т.е. временные приюты для детей, лишившихся семьи, модели, которая противоречит задаче формирования социальной семьи, детско-взрослого коллектива. Будучи реализованной, модель детского центра должна устранить существующий ныне болезненный и деструктивный конфликт между сиротскими учреждениями и приемными родителями: принимая в свою семью ребенка из интерната, родители не будут относиться к этому акту как к вызволению его из «тюрьмы» и не будут, как часто бывает сейчас, стремиться порвать все отношения с детским домом и вытравить воспоминания о нем из памяти ребенка. Это будет переход от одной, здоровой и осмысленной жизни к другой, лучшей – для этого ребенка, не обязательно для всех, – переход, который для всех – для ребенка, для его приемных родителей, для воспитателей и для детей, остающихся в интернате – будет событием радостным.

6. Выше я уже написал о том, что в интернате детского центра могут жить и семейные дети. Один из случаев, когда это может быть, – семейное неблагополучие, требующее внешнего вмешательства, с ограничением родительских прав или без него, по согласию с родителями, не справляющимися со своими обязанностями. Такое перемещение ребенка из неблагополучной семьи в интернат создает хорошие возможности для помощи семье со стороны детского центра, в том числе и с участием в оказании этой помощи детей, – в уходе за больными, заботе о детях, остающихся в семье, в помощи по хозяйству.

7. Помощь неблагополучным семьям – не единственная форма деятельного участия детского центра в жизни поселения и региона. Чем большему дети научаются, тем больше у них возможностей применить то, чему они научились, для улучшения окружающей жизни. Они могут быть и экологами, и социальными работниками, которые помогают старикам и больным, и педагогами для тех, кто знает и умеет меньше… мало ли чем еще, тут – простор для воображения.

8. Есть такая форма внешнего участия в жизни и деятельности организации, как попечительские советы. Они создаются при самых разных организациях – культурных, образовательных, в том числе и при сиротских учреждениях. Попечительские советы существовали в Российской империи. Их под таким названием не было в СССР, но их функции отчасти выполняли общественные организации и часто предприятия-шефы. Эта форма восстановлена в современной России. Однако в том, что касается школ и других детских учреждений, их роль в настоящее время ничтожна; либо их не создают, либо они существуют чисто номинально.
Между тем, детским учреждениям – и тому детскому центру, о котором здесь идет речь, – попечительский совет очень нужен. Две основных функции, которые он может выполнять, – это помощь и контроль.
Помощь. Попечительский совет, включающий в себя как влиятельных людей поселения (предпринимателей, политиков, деятелей культуры), так и просто добрых людей, энтузиастов, может привлекать разнообразную помощь – финансовую, организационную и др. Это предполагает и еще одну функцию: информировать общество о жизни и заботах учреждения, формировать в общественном сознании его образ. Важно, что попечительский совет – это возможность оказывать помощь организованно, а не так хаотически, не всегда осмысленно, как это делают волонтеры.
Контроль. Наличие попечительского совета, очевидно, решило бы и проблему общественного контроля за тем, что происходит в детском учреждении.

9. И, наконец, ключевой и в то же время самый, вероятно, трудный вопрос – отбор и подготовка персонала. Не решение этого вопроса, это мне пока не по силам, а несколько соображений.
Сейчас ни отбора, ни систематической подготовки не существуют. Директора детских домов – это номенклатура губернаторов, по каким признакам начальство их выбирает – неведомо. Разумеется, могут быть и бывают удачи, но вполне может быть и наоборот. А по большому счету должен существовать Российский директорский корпус, управленческо-педагогическая элита, люди, преданные своему служению, своего рода «рыцарский корпус». Образование директоров должно включать в себя все необходимые знания – педагогические, психологические, управленческие, юридические, экономические – и развивать все требуемые эти делом мыслительные способности. Может быть, для этой цели нужна специальная академия наподобие Военной академии Генерального штаба…
Столь же радикальной перестройки требуют и отбор и подготовка воспитателей и учителей. О существующих трудностях можно получить некоторое представление хотя бы из моего репортажа о поездке в Смоленскую область в этом же номере журнала. Работа трудная, мало платят, плохо с жильем – мало желающих, обычная ситуация. Но настоящее решение – не только в устранении финансовых и бытовых трудностей, а в том же, в принципе, что выше сказано о директорах: нужно формировать образованную и мотивированную педагогическую элиту. Создавать ли для этого специальные училища или отделения при существующих педвузах и университетах, но это должно быть другое образование. Помимо всех необходимых знаний, сообщаемых аудиторно, оно должно включать в себя практику в лучших российских и зарубежных детских учреждениях.
Скорее всего, нереально осуществить в предвидимое время такую перестройку в масштабах страны. Но вполне мыслимо создать один или несколько центров нового педагогического образования, где подготовить полностью укомплектованные педагогические команды для нескольких образцовых детских центров. Тех самых, о которых шла речь выше.
На той же базе можно организовать и повышение квалификации нынешнего кадрового состава детских учреждений.
Таким могло бы быть начало реформы – не ломающей, а выращивающей новое и обновляющей старое.
 
Subscribe

  • продолжим работу?

    Коллеги, попробуем продолжить. У меня такое предложение. Поскольку мы все согласны, что детским домам нужно открывать себя окружающему миру, общаться…

  • 5 в. Еще о труде - вопросы и сомнения

    Почувствовал, что пришла пора прислушаться к вопросам и сомнениям bayukov. Да и свои появились. Вот возьмем классический вариант…

  • СХЕМА ДЕТСКОГО ЦЕНТРА с пояснениями

    схема детского центра Flamber. ru Под катом пояснения к схеме Поясняю. ШКОЛА - это школа, общеобразовательная. В ней учатся как обычные…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 33 comments

  • продолжим работу?

    Коллеги, попробуем продолжить. У меня такое предложение. Поскольку мы все согласны, что детским домам нужно открывать себя окружающему миру, общаться…

  • 5 в. Еще о труде - вопросы и сомнения

    Почувствовал, что пришла пора прислушаться к вопросам и сомнениям bayukov. Да и свои появились. Вот возьмем классический вариант…

  • СХЕМА ДЕТСКОГО ЦЕНТРА с пояснениями

    схема детского центра Flamber. ru Под катом пояснения к схеме Поясняю. ШКОЛА - это школа, общеобразовательная. В ней учатся как обычные…